Обычная версия сайта
Тульский государственный университет
Новости
Родители и дети: искусство взаимопонимания / 30.01.2012
Татьяна Крикункова

 У этого человека четверо детей и, по его же выражению, куча собственных ошибок. А если учесть, что старшему из его детей уже двадцать семь лет, а младшие ещё школьники, и даже не старшеклассники, то становится понятен возрастной разброс в этой большой, по нынешним меркам, семье. А ещё становится понятным, что, хоть и наступал этот человек на одни и те же грабли не один раз, хоть и совершал какие-то родительские ляпы в процессе воспитания своих детей, всё равно стал мудрее и компетентнее в данном вопросе. Не зря же говорят, что на чужих ошибках, может быть, учиться и удобнее, но лучше набивать шишки мудрости на своих.

У этого человека нет психологического образования, он кандидат технических наук, но вот уже на протяжении десяти лет занимается и организационной, и преподавательской, и педагогической работой и имеет за плечами опыт проведения  огромного количества репетиционных ЕГЭ как в Москве, так и в других регионах России. К тому же глубоко интересуется психологией, и не с позиции любителя, а с позиции настоящего практика, создавшего свою, не побоимся этого сказать, теорию как раз на основе богатой практики.

Зовут этого человека Игорь Петрович Радько, и является он одновременно генеральным директором Национального образовательного агентства и ректором Института современных образовательных программ (г. Москва). И вот по приглашению приёмной комиссии Тульского государственного университета Игорь Петрович посетил 28 января наш вуз и провёл семинар для родителей «Успешные дети: как найти призвание, успешно сдать ЕГЭ и поступить в вуз, сделать карьеру и выстроить отношения». Надо отдать должное нашим местным родителям: встречу с московским специалистом они восприняли в качестве уникальной возможности почерпнуть что-то новое и важное, которое им обязательно пригодится для построения взаимоотношений не только с собственными детьми, но и с близкими им людьми. Лекторий № 310 в пятом учебном корпусе был полон. Пришли не только вечно волнующиеся за своих чад мамы, но и папы, и даже бабушки и дедушки. Были и семейные пары, решившие, что похвально, воспринимать поступавшую информацию дуэтом и рассматривать её с точки зрения и женской, и мужской.

Владимир Николаевич Янов с супругой Юлией Николаевной хотели бы получить советы по воспитанию. Дочка Аня учится в 11-ом классе школы № 64. Собирается поступать на журналистику в ТулГУ.

— Я сам окончил в своё время политех, факультет тяжёлого машиностроения, — поделился Владимир Николаевич, — вот теперь дочка сюда собирается. Ответственность большая, а возраст при этом подростковый. Как ей помочь? Что подсказать? Поэтому и пришли с женой на семинар.

— А у меня сын Евгений, тоже одиннадцатиклассник, учится в лицее № 4, — рассказала Елена Владимировна Герман. —  Поступать будет на горно-строительный факультет. Хочется и психологически подготовить его, помочь тоже хочется. Может, я какие ошибки допускаю, общаясь с ним, может быть, чего-то не знаю…  Ради этого и пришла сюда. 

…Докладчик великолепно держал аудиторию. Сначала он попросил мам и пап задать ему те вопросы, ответы на которые они хотели бы получить. Затем он написал все эти вопросы на доске и, отвечая на каждый из них, мастерски раскрывал интересующие родителей темы, вовлекая их в открытое диалоговое пространство, где любой мог высказать своё мнение.

РАССТАВАНИЕ ВО БЛАГО

Существуют коренные различия между воспитанием мальчиков и воспитанием девочек. Природа последних такова, что они сами стремятся создать семью, стать матерью и женой. С мальчиками сложнее. Очень важно воспитать из них мужчин, самостоятельных, отвечающих за свои поступки. По мнению Радько, уже пятнадцати- и шестнадцатилетнему сыну родители должны сказать, что через совсем короткий промежуток времени он будет жить отдельно и строить свою жизнь. И даже если родители ещё сами внутренне не готовы «отделить» ребёнка, они должны это хотя бы ему продекларировать. Чтобы он задумался о своём будущем, чтобы он был готов принимать решения, а не перекладывать ответственность на маму или папу. И чтобы он прошёл определённые испытания. Ведь он — мужчина!

В советские времена хорошим испытанием была служба в армии. Там не было мамы, спрашивающей: «А ты шарфик надел?», «А ты покушал?»… Там были приказы типа «Копать от забора и до обеда!» И все эти приказы выполнялись, потому что армия — это суровая школа жизни, благодаря которой мальчишки превращались в настоящих мужчин. А мы боимся расстаться со своими детьми, недаром же бытует такое мнение, что в России родители стараются довести своего ребёнка до… пенсии. И парень остаётся на крючке у семьи. Самое страшное, что ему это становится удобно и выгодно, что он к этому привыкает, вольготно чувствует себя в скорлупе комфортности. Но если дать ему понять, что всё, ты уже взрослый, он начнёт принимать решения, в том числе и относительно своей будущей профессии. Это не означает, что надо бросить своего сына, отторгнуть его. Просто предоставить ему возможность проявить себя, пройти через испытания. А испытанием может быть работа, позволяющая молодому человеку, допустим, купить подарок любимой девушке, сходить с ней куда-нибудь, занятие спортом, помощь родителям на даче или в гараже. Что же касается мамы и папы, то в вопросе предоставления сыну самостоятельности они должны действовать единым фронтом.

НЕТ — ВИРТУАЛЬНОЙ СЕМЬЕ!

Иногда родителям удобно, что их сын или дочь всё свободное время проводит перед компьютером. А если ещё папа прирастает к дивану, вперив свой взгляд в телевизор, то… То ничего хорошего в этом нет, поскольку формальные отношения до добра не доведут. Ребёнок закостеневает у компьютера, отец, как было сказано выше, у телевизора, а мама — у плиты. Должны быть какие-то общие дела, общие интересы, точки соприкосновения, иными словами, всё то, что сплачивает семью, что делает её крепкой и счастливой. Например, пусть папа с сыном, а мама с дочкой будут ходить в бассейн. И, получив массу удовольствия от плавания, возвращаются домой обязательно пешком. И разговаривают, разговаривают друг с другом! Сначала эти разговоры будут короткими и неловкими, ведь ребёнок думает, мол, ну что они, взрослые, понимают в моих делах. А потом отец и сын, мать и дочь узнают друг о друге какие-то интересные вещи, становятся ближе друг к другу.

ВСЁ ЛИШНЕЕ — ДЕТЯМ!

Очень часто мужчина зацикливается на работе, на добыче денег. А женщина, в свою очередь, на заботе о комфорте, на контроле ребёнка. Получается, что папа на внешней орбите, а мама с ребёнком — на внутренней. К тому же ребёнок начинает тяготиться этим контролем, но при этом вся ответственность с него снимается. Мама всё сделает, всё решит. Папа продолжает «погружаться» в поиск денег, отдаляется и вдруг, на этой самой внешней орбите, знакомится с какой-нибудь Марьей Ивановной, которая и поймёт его, и пожалеет, и посочувствует и к которой папа, в конце концов…

Стоп! Всё должно быть иначе! Мама с папой на одной орбите, а ребёнок — на другой. А лозунг «Всё лучшее  — детям!» нужно переделать в другой: «Всё лишнее — детям!». Мама контактирует с папой, они всегда вместе, их глаза светятся счастьем. И ребёнок всё это видит и счастлив сам. И точно такую же модель поведения он перенесёт в будущем и на свою семью. А маминой любви и её энергии, поверьте, всегда хватит на обогрев ребёнка. И папиной тоже! Но когда родители несчастливы, несчастливы, прежде всего, их дети.

Чтобы всем вместе было интересно, можно подумать о добрых семейных традициях. Например, о вечерних посиделках с книгой. Сначала папа прочитал, потом мама, потом дочка или сын, а затем всё вместе обсудили. Очень важен физический контакт между родителями и детьми. Обнять, чмокнуть в щёчку, с любовью взъерошить волосы, чуть-чуть потискать — и всё, искра пробежала. И ребёнок понимает, что он очень дорог своим маме и папе.

ЭФФЕКТ ГУБКИ

Дети копируют недостатки своих родителей. Можно вдалбливать в голову сына или дочери, что так делать нехорошо, но если он или она видит, что именно так родители и делают, то впитывает это, словно губка. Будут родители меняться в лучшую сторону, изменятся и дети. Очень важно находить друг в друге достоинства, а когда возникает конфликтная ситуация, напротив каждого минуса (недостатка) близкого человека мысленно проставлять плюс, то есть достоинство.

НЕ ПУТАТЬ ДЕНЬГИ И ЖЕЛАНИЯ!

Деньги — это инструмент для реализации желаний. Однако, чем больше денег, тем больше завершений отношений. Вот такая закономерность! Деньги нужны ребёнку для того, чтобы ценить свой труд. По мнению Радько, карманных денег у детей быть не должно, но у них должна быть возможность их заработать. И не за единожды вынесенное мусорное ведро или мытьё посуды, а за целый блок каких-то работ. Например, в течение месяца ребёнок моет посуду или ходит за продуктами в магазин.

В перспективе сын или дочь уйдут из родительской семьи — у них будут свои семьи. И это естественный процесс. Поэтому ребёнок должен учиться распоряжаться деньгами и понимать, что просто так деньги никому не даются. И чем раньше он осознает это, тем раньше он вылупится из родительского гнезда комфортности. Но! У мужа и жены должен быть общий бюджет, в противном случае неминуемо наступит завершение отношений. Даже если супруги продолжают проживать в одной квартире.

КАК ОТОРВАТЬ РЕБЁНКА ОТ КОМПЬЮТЕРА?

Искать продуктивную замену этому занятию! Спортивные секции, совместные походы, маршруты выходного дня. А если ребёнок вас тихо ненавидит, когда вы сгоняете его с «насиженного» места перед компьютером, и мотивирует тем, что вы сами этот компьютер ему и подарили, то можно ответить следующим образом: «Да, этот компьютер тебе подарили мы, но мы оплачиваем Интернет, электроэнергию. Мы отключаем Интернет, забирай свой компьютер, прячь его под подушку и дрожи над ним, если хочешь». Но если ребёнок продуктивно занят, засиживаться целыми днями перед монитором он не станет.

В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ — ЗДОРОВЫЙ ДУХ!

Чтобы до преклонных лет у ребёнка сохранялся достаточно высокий уровень энергетики, родители обязаны правильно распределить приоритеты и на первое место поставить здоровье. Это, кстати, будет лучшим подарком сыну или дочери на всю жизнь. Конечно же, ребёнок может заупрямиться и на предложение родителей посещать какую-нибудь секцию ответит отказом. Тренируйтесь вместе с ним! Выберите то, что вам интересно, и тренируйтесь. Но, Бога ради, не гоните его за результатами! Главное, чтобы он получал удовольствие после тренировок. Тщательно выбирайте тренера! Если он настроен вылепить из своих воспитанников спортсменов, то это точно не ваш тренер. Ваш тот, который хочет, чтобы ребята укрепили своё здоровье и занимались с огромным удовольствием.

АЛГОРИТМ ВЫБОРА

С шестого по девятый класс ребёнок должен наслаждаться красотой всех учебных предметов, в десятом и одиннадцатом — сконцентрироваться на целях и включиться в интеллектуальную гонку. Перед сегодняшними школьниками стоит задача получить максимальное количество баллов по ЕГЭ, поэтому особое внимание надо уделить именно экзаменационным предметам.

Предварительно старшеклассник должен проштудировать классификатор направлений подготовки высшего профессионального образования (ВПО) и выбрать то, что ему по душе и что ему интересно. Перед названием каждого направления стоит перечень необходимых экзаменационных предметов. Ребёнок должен вычеркнуть нелюбимые предметы, в результате исчезает предмет — исчезает бакалавриат. Параллельно школьник должен пройти профессиональное тестирование у психолога. Очень важно, чтобы тестирование было многогранным, то есть учитывало и интеллектуальные способности, и личностные особенности ребёнка. Большую пользу принесёт и знакомство со стандартами ВПО. Но главное условие заключается в том, чтобы всю эту аналитическую работу провёл сам ученик. Родители, конечно же, могут принять участие, но основная роль принадлежит именно ребёнку. Он сам делает свой выбор!

Далее вступает в силу принцип разумного насилия. Родители говорят сыну или дочери: «Нам всё равно, где ты будешь дополнительно заниматься по предметам, но в одно место ты ездить просто обязан». Он может ездить на подготовительные курсы, проводимые вузом, перейти в профильный класс, заниматься с репетиторами. Старшекласснику нужно «просолиться» отношением к жизни, погрузиться в более дисциплинирующую среду, понять, что и конкуренция высокая, и что таких желающих поступить, как он, огромное количество. Но где бы ребёнок ни занимался дополнительно, ему, ради своей же пользы, необходимо пройти независимые репетиционные ЕГЭ. Результаты их и покажут, стоит ли менять репетитора, курсы, профильный класс или остаться там же. Одним словом, текущий контроль обязателен!

Апелляцию можно подавать только в том случае, если речь идёт об уровне С единого экзаменационного экзамена. Дело в том, что уровни А и В проверяются с помощью компьютерной программы, а последний — независимыми экспертами. Процедура написания и подачи заявления происходит в пункте проведения экзамена (ППЭ), а вопрос рассматривается в присутствии самого школьника и его законного представителя. Для нивелирования эмоциональной составляющей будет лучше, если таким представителем выступит школьный преподаватель, а не один из родителей ученика. В случае же, если ребёнку стало плохо или от экзамена его отвлекли какие-то не зависящие от него обстоятельства, пересдать ЕГЭ он может в резервный день.

Подать заявление выпускник школы имеет право на три направления в каждом из пяти вузов. Итого получается пятнадцать направлений подготовки. И никогда не надо забывать проставлять галочку напротив коммерческой формы обучения. В жизни бывает всё, и страховка не помешает! А потом, при хорошей учёбе, можно перевестись и на бюджетную основу. Выпускники колледжей, поступающие в вуз на профильные специальности, учатся по сокращённой программе (3 года), а не на профильные специальности — сдают экзамены в третью волну на базе вуза.

РЕЗЮМЕ

Встреча продолжалась целых пять часов. Но актуальность рассматриваемых вопросов и мастерство выступающего превратили семинар не в монотонную лекцию одностороннего движения, типа «докладчик-стены», а в диалоговое пространство для заинтересованных людей.

Итак, какие же выводы должны сделать родители.

1) Необходимо помочь ребёнку сохранить своё здоровье на долгие годы.

2) Нужно научить его ставить цель и уметь достигать её.

3) Важно, чтобы ребёнок подготовился  к ЕГЭ и достойно сдал их.

Только при выполнении всех этих условий успех гарантирован!


Новости и события
← Родители и дети: искусство взаимопонимания