Обычная версия сайта
Тульский государственный университет
Новости
Об оценке качества подготовки и о кадровой политике / 30.01.2012
Татьяна Крикункова

27 января в Тульском государственном университете состоялось первое в этом году заседание Совета ректоров вузов Тульской области.

Директор Тульского филиала ГОУ ВПО РГТЭУ Николай Васильевич Калинин и проректор по учебной работе ТГПУ им. Л.Н. Толстого Константин Андреевич Подрезов в своих выступлениях затронули вопросы содержания и развития внутренних технологий оценки качества подготовки специалистов вуза, а начальник административно-кадрового управления ТулГУ Марина Владиславовна Метелищенкова рассказала о кадровой политике высших учебных заведений (на примере кадровой политики ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет»).

По словам Николая Васильевича Калинина, в Тульском филиале РГТЭУ вот уже в течение многих лет действует разветвлённая, многоуровневая внутривузовская система оценки качества подготовки специалистов. При этом важнейшей составляющей системы оценки качества является внешняя экспертиза и как одна из её главных форм — плановая аккредитационная экспертиза, имеющая целью установить соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов (ГОС).

Что же касается внутренних технологий оценки качества подготовки специалистов, то в 2006 году в ТФ РГТЭУ приняли стратегическое решение о создании Системы менеджмента качества. Были разработаны такие нормативные материалы, как документально оформленные Заявления о Политике и целях в области качества, Руководство по качеству и другие. А уже в 2007 году органом по сертификации систем качества «Консерсиум» был осуществлён аудит действующей системы менеджмента качества на соответствие её требованиям ГОСТ и ISO.

Важной и весьма эффективной формой оценки качества подготовки специалистов в вузе считается и Интернет-экзамен. Студенты прошли тестирование в режиме  on-line по всем дисциплинам высшего профессионального образования.

Популярен в РГТЭУ и внутренний мониторинг качества, представляющий собой анкетирование среди студентов. Анкеты содержат несколько десятков вопросов, касающихся абсолютно всех сторон жизнедеятельности высшего учебного заведения.

По инициативе руководства ТФ РГТЭУ и при непосредственном участии студентов-первокурсников в вузе была разработана и уже апробирована специальная методика внутреннего мониторинга качества. Данная методика включает в себя три блока: тест, выявляющий проблемы, связанные с учебным процессом, тест, позволяющий оценить эффективность работы кураторов, а также тест, направленный на оценку психологического климата в студенческом коллективе, а также психического состояния и черт личности каждого студента.

Поскольку качество подготовки специалистов зависит от профессионализма профессорско-преподавательского состава, то в вузе особое внимание уделяется процессу подготовки высококвалифицированных кадров. Регулярно проходят защиты кандидатских и докторских диссертаций, организуются курсы повышения квалификации для ППС.

Продолжая тему развития внутренних технологий оценки качества подготовки специалистов вуза, проректор по учебной работе ТГПУ им. Л.Н. Толстого Константин Андреевич Подрезов особо подчеркнул, что, с одной стороны, качество образования — это соответствие результатов образования целям и требованиям государства и работодателей (институциональный уровень), а с другой  — соответствие индивидуальных образовательных достижений целям и требованиям личности (личностный уровень). Исходя из этого, в ТГПУ им. Л.Н. Толстого реализуются различные программы, позволяющие оценить качество подготовки специалистов.

Так, например, в 2011 году, в начале семестра, в режиме on-line студенты-первокурсники принимали участие в проекте «Диагностическое тестирование» с целью определения реального уровня знаний и умений. Данное тестирование проводилось по предметам школьного курса: математике, русскому языку, химии, физике и информатике. Результаты исследования позволили выявить так называемые «проблемные места», иными словами, определить, каким разделам учебной программы нужно уделить больше внимания.

Проект «Интернет-экзамен: компетентностный подход» подразумевает внешнюю независимую оценку результатов достижений студентов в учёбе на различных этапах обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Поэтапный анализ достижений обучающихся позволяет преподавателям вуза обратить внимание на результаты каждого отдельного студента, что, в свою очередь, представляет важность при реализации компетентностного подхода.

Одним из документов стратегического развития Тульского государственного университета, отметила Марина Владиславовна Метелищенкова, является политика в области качества. А высокое качество может быть обеспечено только работниками высокой квалификации, имеющими серьёзную мотивацию. Исходя из этого, ректор ТулГУ Михаил Васильевич Грязев поставил задачу разработать Кадровую политику университета, способствующую формированию команды высоких профессионалов — людей, преданных вузу. В начале 2010 года Учёный совет утвердил документ «Кадровая политика ТулГУ», а для её осуществления была разработана Программа реализации, вошедшая в дальнейшем в Программу развития университета на 2011-2020 годы.

Основная цель Кадровой политики университета заключается в полном и своевременном удовлетворении его потребностей в кадрах высокого качества и достаточного количества. Главенствующим принципом Кадровой политики является одинаковая необходимость достижения индивидуальных целей каждого работника и целей всего университета при условии неукоснительного соблюдения работником установленных норм и правил.

В 2010 году в вузе был разработан  долгосрочный график аттестации административно-управленческого персонала. Аттестация была начата в 2010-м  и завершится в 2012 году. Серьёзная работа проводится в соответствии с Положением об оценке профессиональной деятельности преподавателей. Это необходимо при подготовке к конкурсному отбору, а также к предоставлению к учёному знанию. Методика оценки представляет собой математический расчёт показателя эффективности работы преподавателя. Показатель включает в себя количество, качество и сложность выполненных  работ. В 2011 году в вузе вступило в силу Положение о резерве руководящих кадров и начата работа по формированию кадрового резерва на должности заведующих кафедрами. Был сформирован список кандидатов, давших согласие на включение себя в кадровый резерв и на проведение оценочных мероприятий. В качестве последних будет предложено тестирование для оценки мотивационной сферы личности. Сотрудникам, включённым в список резерва, предстоит пройти курс обучения, рассчитанный на 21 неделю.

В течение десяти лет в Тульском государственном университете реализуется программа «Преподаватель высшей школы». Основная роль в её осуществлении  принадлежит кафедре «Теория и методика профессионального образования». За время реализации программы дополнительную квалификацию получили более 400 человек.

Ещё одной внутривузовской формой повышения квалификации является обучение по вопросам менеджмента качества образовательной деятельности, кадрового делопроизводства и документооборота, в том числе электронного. Курс обучения проходят лица, ответственные за делопроизводство. Необходимость в обучении обусловлена автоматизацией университетской деятельности, что, в свою очередь, требует высокого уровня квалификации персонала. В ТулГУ действуют системы электронного делопроизводства и документооборота: «Дело», «Архивное дело», а также информационные системы: «Парус-бухгалтерия» и «Парус-кадры». Пользовательский отчёт последней позволяет оценивать количественный и качественный состав персонала.

На сегодняшний день средний возраст административно-управленческих сотрудников составляет 44 года. Но поскольку на должности руководителей привлекаются молодые, данный показатель имеет тенденцию к уменьшению. За последние пять лет численность профессорско-преподавательского состава уменьшилась совсем незначительно, а вот уровень получения учёной степени остался прежним и составляет 65%. В ТулГУ работает около 650 кандидатов и 202 доктора наук. Средний возраст первых составляет 48 лет, а вторых — 59 лет. С целью «омоложения» профессорско-преподавательского состава проводится работа по его пополнению молодыми сотрудниками — выпускниками аспирантуры. В 2011 году Управление кадров высшей квалификации  совместно с научно-исследовательской частью вуза во главе с проректором по научной работе Владимиром Денисовичем Кухарем провели собеседование с аспирантами вуза. Были отобраны те молодые люди, которые хотят продолжить свою работу в ТулГУ. Теперь перед университетом стоит задача разработать программу трудовой мотивации и адаптации молодых преподавателей.


Новости и события
← Об оценке качества подготовки и о кадровой политике