Обычная версия сайта
Тульский государственный университет
Новости
Тульский государственный университет посетила польская делегация из университета города Лодзь / 29.04.2010

Идея о сотрудничестве между Тульским государственным университетом и университетом города Лодзь Республики Польша, зародившаяся более пяти лет тому назад, была обусловлена схожестью специализации и творческой деятельности обоих вузов, а также совпадением научных интересов, сфокусированных на спектре тематик и, в частности, на той, которая затрагивает проблемы посткоммунистического развития общества. В свою очередь, научные интересы и изыскания в этой области нашли своё воплощение в политической школе, созданной на базе кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета ТулГУ. Соглашение о сотрудничестве предусматривало не только информационный обмен и совместное проведение различных мероприятий, но и стажировки преподавателей кафедры СиП в университете города Лодзь. Осенью прошлого года двухмесячную стажировку прошла заместитель декана гуманитарного факультета, доктор политических наук Елена Викторовна Бродовская, которая читала польским студентам и магистрантам лекции о посткоммунистических трансформациях в странах Центральной и Восточной Европы. По словам самой Елены Викторовны, обмен знаниями и опытом способствовал интеграции научной мысли и более глубокому восприятию традиций, истории, культуры и быта наших стран. С 13 по 20 апреля в Тульском государственном университете находилась делегация из университета города Лодзь Республики Польша. Польские коллеги приняли участие в пленарном заседании Международной молодёжной конференции магистрантов и аспирантов, представив поистине уникальные доклады. Аспирант Агата Влодарская, сотрудник кафедры политических систем факультета международных отношений и исследований подготовила выступление на тему «Проблематика дискриминации этнических меньшинств в Прибалтике», а магистрант Йоанна Джюба — «Особенности посткоммунистической политической трансформации в странах Закавказья». Работы польских коллег отличались образностью и яркостью изложения — чувствовался глубокий аналитический подход авторов при подборе и отражении материала. Обе девушки прошли стажировку в странах, которые стали предметом их изучения. Более того, чтобы проникнуться «духом» Прибалтики и Закавказья, они по собственной инициативе выучили языки этих государств: Йоанна — грузинский и армянский, а Агата — эстонский. И как тут не вспомнить знаменитую систему К.С.Станиславского, один из постулатов которой гласит: «Войти в кожу своего персонажа». И хотя эта система была разработана для актёров, сам принцип её актуален для любого специалиста в лучшем смысле этого слова. А настоящий исследователь по определению в этом плане не исключение, поскольку только при этом условии его исследования ценны и застрахованы от софизмов и аберраций. Как заметила Елена Викторовна, для польских исследователей вообще характерен европейский подход к изучению какого-либо вопроса. Если, например, тема диссертации связана с политической жизнью Испании, исследователь обязательно изучает испанский язык, посещает страну, штудирует не только польскую литературу, касающуюся данного вопроса, но и литературу на испанском языке. Плюс литературные источники на английском. Именно такой подход продемонстрировали Агата и Йоанна во время своего пребывания в Туле. Несмотря на то, что визит был краткосрочным и, к сожалению, омрачился небезызвестным трагическим событием, было достигнуто главное — состоялся полноценный обмен мнениями, касающимися новых методов преподавания политических дисциплин в обоих вузах. Здесь, кстати, необходимо остановиться на традициях кафедры социологии и политологии Тульского государственного университета. Дело в том, что в своей образовательной деятельности кафедра использует так называемый компетентностный подход в процессе обучения, подразумевающий выработку у обучающихся определённого набора практических навыков и умений. К ним относятся универсальные (самопрезентация и владение информационными технологиями), общепрофессиональные (здоровьесберегающие технологии) и, конечно же, специально профессиональные навыки (например, умение прогнозировать ситуацию и делать соответствующие выводы). Принципы компетентностного подхода реализуются в образовательном процессе благодаря широкому спектру интенсивных форм обучения. Схема «субъект — объект», в которой преподавателю отводится роль субъекта, а студенту — функции объекта, пассивно воспринимающего информацию, на кафедре была категорически отвергнута как несостоятельная. Научно обоснована и успешно используется другая схема, в которой именно студент является главным действующим лицом, инициативным, ищущим, творчески развивающимся. У истоков субъектно-субъектных отношений в образовательном процессе стояла декан гуманитарного факультета, заведующая кафедрой социологии и политологии Ирина Александровна Батанина, которая уже в середине девяностых годов проводила интереснейшие мастер-классы, демонстрирующие опыт ролевых игр и их значение для учебного процесса. И в этот раз польские коллеги имели возможность в формате учебных занятий обыграть ситуации «Парламентские дебаты» и «Социальная реклама». Более того, на конференции были представлены творческие работы: ролики, плакаты, посвящённые различным тематикам. Например, донорским программам, борьбе с наркотической зависимостью, детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Что самое важное, эти творческие работы демонстрировали не просто широкие знания студентов по конкретному вопросу — они демонстрировали их гражданскую позицию, которая выражалась уже в самом выборе темы. Посетили польские гости и открытые лекционные занятия доцента кафедры СиП Ольги Евгеньевны Шумиловой. Её лекция на тему «Применение качественных методов в изучении электоральных процессов», не имеющая аналогов в практике преподавания политологии и социологии, была воспринята слушателями с неподдельным интересом. Успела польская делегация побывать и на фестивале социальной рекламы, который проходил под руководством доцента кафедры социологии и политологии Анастасии Александровны Лавриковой. По итогам конференции «Перспективы демократизации» в номинации «Самый актуальный доклад» победила творческая работа Агаты Влодарской. Если охарактеризовать визит польских коллег в Тульский государственный университет, то его можно назвать ёмким по значению и насыщенным по количеству событий. Иными словами, работали россияне и поляки плодотворно и с энтузиазмом. Завершил официальную программу пребывания экспертный семинар с магистрантами и аспирантами кафедры СиП и дискуссия о проблемах посткоммунистической трансформации, на которой каждый из участников мог свободно высказать своё мнение. Кстати, как подчеркнула Елена Викторовна, именно эта дискуссия ещё раз подтвердила, что отношения между народами наших стран находятся на новом витке своего развития. Действительно, в постсоветский период отношения между Россией и Польшей не могли казаться гармоничными и дружелюбными, поскольку таковыми на самом деле не являлись. Распался социалистический лагерь, наступили иные времена, приобрели актуальность иные ориентиры. Однако жизнь всё расставила на свои места, всплески эмоций и взаимные обиды стали достоянием минувших лет. Постепенно пришло осознание необходимости сплотить свои усилия для решения многих насущных проблем. Славянская культура, несмотря на все её разновидности и проявления, всё-таки имеет один этнический корень, который вряд ли кому-нибудь удастся выкорчевать. Он всё равно пустит побеги взаимовыгодного сотрудничества и коллективного творчества. Это заложено самой природой. Поэтому дружба между Польшей и Россией крепнет, а стереотипы уходят. Научные и творческие связи — яркое тому подтверждение. И о том, что пришло время продуктивного взаимодействия свидетельствует обширная культурная программа, которая едва уместилась в рамках недельного пребывания в Туле польских гостей. Ясная Поляна, Музей-усадьба графа Бобринского в городе Богородицке Тульской Области, Музей самоваров, Музей оружия. Конечно же, это, прежде всего, говорит о гостеприимстве принимающей стороны. Но это же, с другой стороны, говорит и об интересе польской делегации. Образно выражаясь, научная и культурная деятельность — это благодатная нива. Визит польских гостей завершился. Но узы дружбы и сотрудничества по-прежнему хранятся в копилке положительного опыта, которая постоянно обогащается — за счёт новаторства и подвижничества преподавателей кафедры социологии и политологии ТулГУ, энтузиазма и инициативности студентов, магистрантов и аспирантов. И самое главное заключается в том, что основным условием накопления положительного опыта было и остаётся искреннее желание им поделиться.


Новости и события
← Тульский государственный университет посетила польская делегация из университета города Лодзь