Обычная версия сайта
Тульский государственный университет
Новости
Поддерживать, совершенствовать, обеспечивать / 13.10.2016
Татьяна Крикункова

12 октября в Тульском государственном университете состоялось первое в этом учебном году заседание Совета ректоров вузов Тульской области.

В качестве приглашённых присутствовали помощник министра промышленности и топливно-энергетического комплекса Тульской области – директора департамента промышленной политики Максим Владимирович Циглер, руководители образовательных организаций среднего профессионального образования Тулы и области.

Участники обсудили работу вузов Тульской области и Министерства образования по поддержке одарённой молодёжи, вопросы совершенствования качества обучения в условиях сотрудничества тульских школ с образовательными учреждениями , ознакомились с опытом работы по обеспечению доступности объектов и образовательных услуг в образовательных организациях Тульской области.

— Учитывая профилизацию старшей школы, необходимо предпринимать совместные шаги школы, вузов и работодателей по профессиональному ориентированию школьников уже на этапе предпрофильного обучения в 8-9 классах, — высказался начальник управления по приёму и довузовской подготовке ТулГУ Владислав Викторович Котов. — Направлений этой работы несколько. Это и экскурсии школьников на ведущие предприятия региона, и приглашения представителей вуза на родительские собрания, и встречи представителей вузов с родителями выпускников на предприятиях с информированием последних о возможности целевого обучения. У ТулГУ имеется опыт взаимодействия с АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова», АО «НПО «СПЛАВ», ПАО «НПО «Стрела».

Большое значение для поиска и поддержки талантливой молодёжи, продолжил своё выступление докладчик, имеют проводимые ТулГУ олимпиады и творческие конкурсы. Примером может служить проводимая ТулГУ с 1995 года олимпиада школьников «Наследники Левши» по физике. В плане олимпиадного движения наш университет активно сотрудничает с вузами Самары, Орла, Липецка и других городов. Заслуживает внимания многолетний опыт ТулГУ по организации работы городской физико-математической школы на базе Центра образования № 20. Преподаватели технических кафедр ТулГУ еженедельно читают лекции старшеклассникам в соответствующих областях науки, организуют экскурсии на кафедры и в лаборатории ТулГУ.

Наш опыт, — продолжил Владислав Викторович. — показывает, что наибольшие сложности в адаптации к университетской программе вызывает у первокурсников черчение. В сегодняшних школах он не преподаётся или выступает как факультативный предмет. Как можно решить эту проблему?.. Например, выделить часы на черчение из регионального или школьного компонента учебного плана. А вводить черчение целесообразно уже в 7-8 классах. Тульский государственный университет имеет возможность провести обучающие семинары для учителей, которые будут преподавать этот предмет, а заодно и познакомить их с вузовскими требованиями. Для учителей из районов области мы можем организовать дистанционные занятия.

Развивая тему, Владислав Викторович отметил, что действующие образовательные стандарты допускают преподавание физики в объёме до 8 часов в неделю. Но такая нагрузка характерна именно для классов физико-математического профиля. В обычных же классах недельный объём занятий по физике исчисляется 2, иногда 3 часами. Возникает необходимость увеличения количества профильных физико-математических классов. А ещё решить эту проблему можно путём выделения дополнительных часов из регионального и школьного компонентов учебного плана — вне зависимости от того, какого профиля класс.

— Чтобы освоить физику, нужно не только писать конспекты и решать задачи, но и уметь ставить опыты в рамках лабораторных занятий, — подчеркнул профессор Котов. — А для этого важно на уровне региона реализовать программу обеспечения школ лабораторными стендовыми установками и ввести дополнительные часы лабораторных практикумов. Для оперативного контроля ситуации с физикой предлагается с 2017 года ввести в качестве показателя оценки деятельности школ такой критерий, как процент выпускников, которые заявили и успешно сдали ОГЭ и ЕГЭ по физике.

По словам Владислава Викторовича, Тульский государственный университет старается преодолеть сложившуюся ситуацию. В течение последних пяти лет вуз проводит бесплатные воскресные подготовительные занятия по физике для школьников 11 классов. Вместе с преподавателями ребята разбирают задачи из открытой части банка заданий ЕГЭ. Каждый слушатель курсов обеспечивается бесплатным методическим пособием. В учебные планы всех технических направлений ТулГУ включены адаптивные курсы по математике, физике и черчению.

— Профориентационная работа строится на основе муниципальной программы профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся и выпускников, — отметил в своём выступлении директор МБОУ ЦО № 17 им. Героя Советского Союза И.П. Потехина Владимир Сергеевич Кузнецов. — Программа предусматривает изучение учащимися профильных предметов, элективных курсов, а также, реализацию проектно-исследовательской деятельности. Профессиональная ориентация  учащихся реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеклассную работу с обучающимися, родителями, педагогами. Наиболее востребованным направлением профориентационной работы образовательных учреждений совместно с вузами является посещение обучающимися Дней открытых дверей, участие в олимпиадах на базе вузов, профориентационные лектории для школьников и их родителей, профориентационное и репетиционное тестирование. Ежегодно школьники совершают экскурсии на промышленные предприятия города Тулы. Ребята были приглашены на ознакомительные экскурсии в рамках Регионального чемпионата рабочих профессий по методике WorldSkills. Успешно реализуются проекты «PRO профессию» и «Где родился — там и пригодился».

По словам докладчика, основными направлениями профориентационной работы являются предпрофильная подготовка и профильное обучение. В системе муниципального образования в 2015-2016 учебном году функционировало 127 профильных классов, профильным обучением было охвачено 2668 старшеклассников (более 60% от общего количества старшеклассников). Сложившая система профориентационной работы помогает обучающимся приобретать адекватные представления об избираемой профессии, апробировать и совершенствовать свои творческие навыки.

Отдельным и важным направлением деятельности Центра образования является работа с одарённой молодёжью. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и образовательной инициативой Президента РФ «Наша новая школа» в Туле реализуется муниципальный проект «Одарённые дети», рассчитанный на 2015-2020 годы. Его цели заключаются в совершенствовании системы выявления и отбора талантливых и одарённых детей, создании максимально благоприятных условия для их развития, повышении заинтересованности педагогических работников и образовательных организаций в выявлении и поддержке одарённых детей. 

Рассказывая о мероприятиях, призванных выявить и поддержать одарённых детей, Владимир Сергеевич отметил городской дистанционный конкурс «Удивительный мир науки», городскую игру «Юный геометр», научно-практическую конференцию старшеклассников «Шаг в науку», городской чемпионат по математическим боям.

В своём выступлении, посвящённом работе по обеспечению доступности объектов и образовательных услуг в образовательных организациях Тульской области, заместитель министра образования Тульской области – директор Департамента образования Алевтина Александровна Шевелева отметила, что в ведении Министерства образования Тульской области находится 30 государственных профессиональных образовательных учреждений региона, в ведении Министерства культуры и туризма — три, в ведении Министерства здравоохранения и Комитета по спорту и молодёжной политике — по одному. Данные организации осуществляют приём детей-инвалидов, которым не противопоказано обучение в образовательных организациях по соответствующей профессии или специальности. Обучение ведётся с учётом индивидуальной программы реабилитации абилитации (ИПРА) инвалида с использованием специальных методов и режима обучения, технических средств и технологий. 

— Во всех профессиональных образовательных организация, — рассказала Алевтина Александровна, — работают службы содействия трудоустройству, психолого-педагогического и социального сопровождения, центры развития карьеры. 

Как сообщила Алевтина Александровна, в 2016 году наша область стала победителем конкурсного отбора на предоставление субсидии субъектам РФ в целях создания базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов. И в качестве такой организации был выбран Тульский техникум социальных технологий. Был разработан комплекс мероприятий, направленных на обеспечение доступности и качества инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Техникум социальных технологий станет стажировочной площадкой для всех профессиональных организаций области, призванной обеспечить учебно-методическое сопровождение адаптированных образовательных программ, консультирование инвалидов и их родителей по вопросам профориентации и дальнейшего трудоустройства. На базе техникума будет реализована сетевая форма основных и дополнительных  профессиональных образовательных программ.


Новости и события
← Поддерживать, совершенствовать, обеспечивать