Обычная версия сайта
Тульский государственный университет
Новости
В гостях у звёзд / 17.04.2014
Татьяна Крикункова

16-го апреля студенты Тульского государственного университета и Тульского педагогического университета им. Л.Н. Толстого, принявшие участие в космических дебатах, прошедших в ТулГУ 12 апреля, побывали в гостях у звёзд. В прямом смысле слова! Ребята совершили экскурсию по Государственному научно-исследовательскому испытательному центру подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина в Звёздном городке. А ведь каждого космонавта благодаря его силе воли, мужеству и целеустремлённости можно с полным правом назвать звездой. Не менее яркой, чем те, которые сияют в бескрайнем космосе.

ЗДЕСЬ РОЖДАЮТСЯ КОСМОНАВТЫ

У въезда в центр гостей встретила Екатерина Малышева — внучка космонавта Юрия Васильевича Малышева, совершившего два полёта в космос: в 1980-м и 1984-м годах. Ныне, к сожалению, покойного. Именно Кате предстояло провести гостей по основным экскурсионным пунктам.

— В Звёздном городке 6 тысяч жителей, деятельность полутора тысяч из них связана с подготовкой космонавтов, — рассказала Екатерина. — В настоящее время в Звёздном городке проходят подготовку 40 российских и 20 иностранных космонавтов. Это представители США, Канады, Западной Европы и Японии. После экзаменов космонавтов разделяют на группы, а потом зачисляют в экипаж. А всего на подготовку космонавта уходит…10 лет.

Первым экскурсионным пунктом стал зал тренажёров транспортного космического корабля «Союз». По словам Кати, сегодняшний «Союз» — это корабль третьего поколения. Первый запуск первого «Союза» состоялся в 1967 году. У нынешнего космического корабля «Союз» суперсовременная начинка и другая форма.

— На Международную космическую станцию (МКС) можно попасть только на корабле «Союз», — продолжила свой рассказа Катя. — Он летит на высоте 350-400 км над уровнем моря и за 90 минут делает один оборот вокруг Земли. Выведение корабля на орбиту происходит за 9 минут. Состоит корабль из трёх частей: приборно-агрегатного отдела, командного модуля и бытового отсека. Все тренажёры, представленные в этом зале, действующие и выполнены в натуральную величину. На тренажёрах космонавты изучают конструкцию и компоновку корабля. «Союз» — автоматический корабль, но ведь автоматика может дать сбой, а потому космонавт должен моделировать внештатные ситуации. Особенно это касается операции стыковки.

Студенты узнали, как располагается космонавт внутри модуля. А располагается он в позе эмбриона в кресле «Казбек». Внутри кресла находится ложемент, так называемый вкладыш, изготовляемый индивидуально под каждого космонавта и соответствующий его антропометрическим данным.

— За полгода нахождения на МКС позвоночник космонавта растягивается на 3-4 см, — отметила Катя. — Вне ложемента космонавт должен носить специальные утягивающие приспособления. На Земле рост стабилизируется. Вообще космонавт привыкает к космосу. Но он должен привыкнуть и к Земле после своего возвращения. В космосе кровь приливает к верхней части тела, в частности, к лицу, поэтому у только что возвратившихся космонавтов лица немного одутловатые. На Земле первое время космонавту кажется, что у него неподъёмные руки, будто они тонну весят. Потом это чувство проходит…

О КОСМОСЕ И КОСМОНАВТАХ ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

В тренажёрном зале экскурсанты имели возможность пообщаться с нашим земляком, уроженцем города Щёкино, лётчиком-космонавтом, Героем России Сергеем Викторовичем Залётиным и задать ему вопросы. А вопросы, кстати говоря, были совершенно разными: от глобальных до бытовых.

О космических журналистах и туристах

— Первым космическим журналистом стал представитель Японии, — рассказал Сергей Викторович. — Что же касается туристов, то их путешествие длится около десяти дней. И привозят их на МКС в пересменок. Космонавты работают вахтовым методом. Прилетает космонавт, который должен сменить другого, и привозит с собой туриста. Пробудет тот пересменок, а потом его увозит сменившийся с вахты. Турист должен быть подготовлен к космическому путешествию, он не должен стать обузой на случай разгерметизации или пожара на станции.

О том, как чувствует себя космонавт в корабле

— Естественно, менее удобно, чем на Земле, — ответил Сергей Викторович. — При ориентации солнечных батареек корабля на Солнце возникает гравитация, и человек ощущает вестибулярное расстройство. Как вам уже рассказали, в космосе кровь приливает к верхней части туловища, соответственно, реагирует сердечно-сосудистая система. К этому тоже нужно привыкнуть. В космосе даже ногти очень сложно подстричь. Нужно постоянно поддерживать себя в форме, делать физические упражнения. При соблюдении техники безопасности! Был со мной такой случай. Через десять дней после прилёта в космос, я начал делать упражнения с эспандером. Закрепил его на поручне. И вдруг поручень отлетел и прямо мне в лоб. Шарики крови вокруг…

Об общении с Валентиной Ивановной Гагариной

— Мы с ней в Звёздном городке в одном доме под номером «2» живём. Соседи, — рассказал Залётин. — Конечно же, общаемся. Валентина Ивановна животных очень любит. Постоянно птичек подкармливает. А я за этим наблюдаю.

О выходе в открытый космос

— Работу космонавта при выходе в открытый космос можно сравнить с работой минёра. Если ошибёшься в перецепке двух фалов, считай, пропал… Кроме того, повышенная доза облучения, — подчеркнул Сергей Викторович. — Выход в открытый космос — это самый сложный этап космического полёта. Но и самый прекрасный. Ощущения! Космонавт должен тщательно отработать этап ближнего сближения. Почти 60% времени подготовки космонавтов приходится на тренировки. В космос летят подготовленными! Каждый кандидат проходит испытание центрифугой. Она-то и выявит проблемы в организме с медицинской точки зрения. В центрифуге кандидаты обвешаны датчиками, которые и зарегистрируют экстрасистолию, аритмию и прочие отклонения от нормы.

О чём мечтает космонавт

— О родной Земле, — ответил Сергей Викторович. — Но, вернувшись на Землю, космонавт видит сны о том, как он летает.

Об ограничениях по возрасту

— Ограничений по возрасту нет! — такой ответ дал космонавт Залётин. — Повторяю, надо постоянно тренироваться и следить за своим здоровьем. Павел Виноградов, например, в космосе отметил своё 60-летие. А вот идёт космонавт, посмотрите, который свой первый полёт совершил в 50 лет.

(Как предупредила Катя, космонавты — люди в определённой степени суеверные. Поэтому имена космонавтов, в данный момент проходящих подготовку, лучше не называть. Вот такое табу.)

О том, с кем общается

— У нас группа была из пяти человек, трое слетали в космос. С ними общаюсь, — рассказал космонавт. — С Еленой Кондаковой общаюсь, с Салижаном Шариповым. Мы с ним на Северный полюс ходили. С Николаем Тихоновым дружу, несмотря на то, что он значительно моложе меня.

Об НЛО

— Георгий Гречко что-то там такое видел… А я — нет. Но думаю, что мы не одни во Вселенной, — сказал Сергей Викторович.

О том, чего не хватает в космосе

— Прогулок по лесу! — искренне признался космонавт. — В космосе никаких изменений. Шестнадцать раз в сутки меняется день и ночь. На сон отводится 8 часов. Кстати, в невесомости высыпаешься быстрее.

О нервной системе

— От момента поступления до полёта проходит 10 лет, — произнёс Сергей Викторович, — столько времени требуется на подготовку. Человек заряжается на полёт, к нему приходит глубокое осознание того, что ему предстоит полететь в космос, прожить и поработать там какое-то время. Космонавт — вечный студент, он всё время учится. Он должен быть готовым преодолеть препятствие. Нервничать нельзя! Единственный страх — это страх не преодолеть препятствие.

Об аппетите

— В космосе чувство голода удваивается, — с улыбкой заметил космонавт. — Кровь более плотная, поэтому насыщение происходит быстро.

Об особых традициях космонавтов

— Посмотреть фильм «Белое солнце пустыни», — сказал Сергей Викторович, — перед полётом сходить на Красную площадь, возложить цветы.

Об отношениях между членами экипажа

— Космос вне политики! — заявил космонавт. — Национальность не имеет значения! Отношения только дружеские! Случись что, погибать-то будем вместе…

О смертности в космосе

— 5-7% от общего количества астронавтов погибают в космосе, — ответил Залётин.

О самолётах

— На самолёте летал прошлым летом, — сказал Сергей Викторович.

О подготовке женщин-космонавтов

— В настоящее время в Звёздном городке проходят подготовку две женщины-космонавта, — рассказал Залётин. — Одна из них отличная пловчиха.

О символике совпадений

(Для тех, кто не в курсе: девичья фамилия жены Гагарина — Горячева, а девичья фамилия супруги Залётина — тоже Горячева.)

— Они не родственницы, — подчеркнул Сергей Викторович, — просто однофамилицы. Но совпадение, конечно же, говорящее. Кстати, моя жена окончила строительный факультет Тульского политехнического института. И если бы она не вышла замуж за курсанта Залётина, то ей пришлось бы по распределению поехать в город… Ну-ка, догадайтесь! Правильно! В город Гагарин! Вот ещё одно совпадение.

О том, как провожать и ждать

— Да, у наших жён доля нелёгкая, — признался Залётин. — И провожать тяжело, и ждать тяжело. Волнуются сильно, переживают наши жёны. Нам не жалуются, но мы же это понимаем.

О старении в космосе

— Старение в космосе происходит быстрее, — согласился Залётин. — Нагрузка-то какая! У нас день за пять. Как на войне!

О продуктах питания

— Медики разработали специальное меню для космонавтов, в которое вошли 300 блюд, — рассказал Сергей Викторович. —Еду для нас изготавливают специальные фабрики. Это консервированные и сублимированные продукты. За два месяца до полёта космонавт сам пишет себе меню, то есть выбирает блюда из этих трёхсот. И бывает так, что тот продукт, который на Земле космонавту не очень нравился, в космосе ему может полюбиться. Мне, например, в космосе очень полюбилась гречневая каша-рассыпуха с молоком. Но есть её уметь надо. Кстати, 50% космических продуктов питания американские, другие 50% — российские. Что интересно, россияне выбирают американские блюда, а американцы — наши.

О полёте на Луну и на Марс

— На Луну я готов полететь, а вот на Марс вряд ли, — ответил космонавт. — Между прочим, стартовать на Марс проще с Луны. На Луне, как вы знаете, имеется гелий-3, а это — источник термоядерной реакции. Американцы сделали 6 полётов на Луну, наши послали туда Луноход. Это было соревнование двух систем: социалистической и капиталистической. На Марс, кстати, можно полететь один раз в 14 лет, когда он находится вблизи своего перигелия и расстояние до планеты минимально.

КОСМОНАВТ, БУДЬ ГОТОВ!

Следующим экскурсионным пунктом стало посещение гидролаборатории, которая была введена в эксплуатацию в 1980 году. Как рассказала Екатерина, здесь проходит подготовка космонавтов в водной среде, то есть в условиях гидроневесомости. Глубина бассейна составляет 12 метров, диаметр — 23 метра, а объём — пять тысяч кубических метров пресной воды. Вода постоянно очищается. Во время тренировки модуль опускается в воду. Длительность тренировки 5-6 часов. Условия гидролаборатории максимально приближены к космическим.

Последним экскурсионным пунктом стала центрифуга ЦФ-18. Та самая, которая выявит все отклонения в здоровье кандидата в космонавты. Длина плеча этой центрифуги — 18 метров. Масса вращающихся частей составляет 305 тонн. Есть ещё центрифуга ЦФ-7, у той, соответственно, длина плеча составляет 7 метров. Предназначены центрифуги  для подготовки кандидата к перегрузкам и для тестирования его здоровья.

Кабина центрифуги ЦФ-18 двухместная, но, как правило, находится в ней один человек. Продолжительность тестирования — 3 минуты. В настоящее время максимальная перегрузка составляет 8 единиц вращения. За скоростью реакции испытуемого наблюдают врачи.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО

у космонавта два скафандра. Скафандр для нахождения в корабле называется «Сокол», а скафандр для выхода в открытый космос — «Орлан». Под «Орлан» надевается гидрокостюм, пронизанный трубками с циркулирующей по ним водой. На теневой стороне вода нагревается, а на солнечной — охлаждается. Вместо солнечных очков у космонавтов специальное забрало. Внутри скафандра давление составляет 0,4 атмосфер.

На теневой стороне температура в космосе составляет –130 градусов, а на солнечной +130 градусов.

Моются космонавты влажными салфетками. По-другому — никак.

В условиях невесомости космонавт должен успеть надеть скафандр за 23 секунды. И ни секундой больше!

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ЭКСКУРСАНТОВ

— Получил сильные и яркие впечатления! — поделился третьекурсник кафедры теологии ТулГУ Сергей Коряжкин. — Я вообще-то интересуюсь техникой, авиационной и космической в том числе, поэтому мне представилась возможность увидеть то, о чём я только читал и слышал. Даже и не думал, что попаду в Звёздный, что буду стоять перед центрифугой, что побываю в тренажёрном зале и гидролаборатории. А какой необыкновенный рассказчик Сергей Викторович Залётин! Столько интересных вещей благодаря ему мы узнали!

Арина Кузнецова и Джейхун Бейляров — супруги. Оба учатся на гуманитарном факультете ТулГУ. Оба — политологи-четверокурсники.

— Мы в восторге! Впечатлений масса! — с воодушевлением произнесли Арина и Джейхун. — Столько информации получили! Сколько ни читай, а это лучше всего своими глазами увидеть, чтобы осознать, насколько серьёзна и важна подготовка космонавтов. И какой у них труд, и какая на них лежит ответственность… Можно сказать, что сегодня мы вживую увидели, как работают космонавты. И, конечно же, как работает сам космос.

Новости и события