Обычная версия сайта
Тульский государственный университет
Новости
ТулГУ и прикладной бакалавриат: движение навстречу / 23.12.2013
Татьяна Крикункова

В рамках реализации программы «Кадры для регионов» преподаватели Тульского государственного университета, которым предстоит осуществлять обучение по направлениям прикладного бакалавриата и которые будут читать общеобразовательные дисциплины студентам, обучающимся на этих направлениях, стали слушателями четырёхдневных курсов повышения квалификации по прикладному бакалавриату.

Предлагаем вашему вниманию отзывы наших преподавателей о курсах повышения квалификации, проходивших на базе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»:

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и культурологии Наталия Васильевна Чугунова: «Много интересного узнала о перспективах развития высшего образования в России. Сбываются прогнозы великого американского фантаста Рэя Брэдбери о появлении абсолютно технократического общества. Считается, что общество прошло следующие этапы развития: индустриальный, постиндустриальный. Сейчас мы находимся на информационно-технологическом, а впереди нас ждёт СМАРТ. Безусловно, высокие технологии помогут эффективнее и быстрее освоить учебный процесс, сделать его интересным и понятным для молодого поколения, привыкшего с детства использовать электронные средства и Интернет в повседневной жизни. Моя задача, как историка, заключается в том, чтобы изменить в перспективе учебно-методический комплекс в соответствии с уровнем базовых знаний студентов и перенести на электронный носитель учебный материал, чтобы у ребят был доступ к нему. Курсы помогли нам осознать, что преподаватель должен отказаться от директивной роли в образовательном процессе и стать помощником для людей будущего СМАРТ-общества. Что касается организации курсов повышения квалификации, то мне понравились и содержание программы обучения, и условия её усвоения».

Кандидат технических наук, профессор кафедры «Аэрология, охрана труда и окружающей среды» Аркадий Фёдорович Симанкин: «На курсы я поехал с намерением разобраться, что означает понятие «компетенция» и как его можно применить к нашим выпускникам. По представлениям российских и западных учёных, это либо уровень знаний, либо ответственность. Возникает вопрос: “За что может отвечать бакалавр по окончании вуза, если он не знает сферы своей будущей деятельности?” То есть я считал, что бакалавр не знает, каким трудом будет заниматься: интеллектуальным или физическим. В последний день профессор Борис Борисович Славин определил компетенцию как способность человека создавать, передавать и использовать знания. И у меня появилась определённость в понимании данной дефиниции. Теперь относительно IT-технологий. Появляется много интересного применительно к образовательному процессу, в том числе и в нашем вузе. IT-технологии позволяют активизировать самостоятельную работу студента, кроме того, с их помощью можно проводить конференции научных работников с участием большого числа специалистов. Они расширяют научные контакты. Считаю, что эти курсы для нас очень полезны во всех отношениях».

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Проектирование механизмов и деталей машин» Сергей Павлович Судаков: «На курсах повышения квалификации особое внимание лекторы уделили вопросам организации прикладного бакалавриата в современном университете. Нам рассказали о методике составления учебно-методических комплексов и рабочих программ, об организации практик на предприятиях, о применении современных IT-технологий в учебном процессе. Кстати, на занятиях рассматривались и мировой, и отечественный опыты в данном направлении. Я считаю, что подобные краткосрочные курсы полезны тем, что специалисты разных профилей и направлений, обмениваясь информацией друг с другом, обогащают свой опыт и расширяют свой кругозор».

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Экономика и управление» Наталья Ивановна Коровкина: «На курсах повышения квалификации я узнала о перспективах развития высшего образования, о том, в чём заключается сущность обучения по направлениям прикладного бакалавриата. Когда лекторы рассказывали нам об интерактивных формах обучения, я проникалась гордостью за наш университет, потому что в нашем вузе тоже активно используются интерактивные формы обучения, e-learning. И московские коллеги, посмотрев презентацию Тульского государственного университета, поняли, что наш вуз шагает в ногу со временем. Вообще, занятия у нас вели потрясающие люди! Конечно же, мы установили с ними контакты и надеемся на дальнейшее сотрудничество. Особое впечатление на меня произвела лекция, посвящённая федеральным государственным образовательным стандартам 3+. Благодаря курсам повышения квалификации я получила массу положительных впечатлений. Всё было организовано на высшем уровне».

— проходивших на базе Национального исследовательского технологического университет «Московский институт стали и сплавов»:

Кандидат технических наук, профессор кафедры «Электротехника и электрооборудование» Сергей Алексеевич Климов: «Благодаря курсам я узнал о некоторых новых оригинальных методиках проведения занятий со студентами: о лекции-пресс-конференции, имитационном тренинге, лекции-провокации, о деловой и блиц-играх. Что такое лекция-провокация?.. Это когда в процессе преподавания ставится проблемный вопрос, заставляющий студентов критически переосмыслить прослушанный ранее материал. То, что это очень важно, нам доказали на примере игры «Испорченный телефон». Со слуха очень много информации не усваивается, поэтому необходима визуализация представляемого материала. Кроме того, важно не просто прослушать и просмотреть, но обсудить. В ходе занятий мы с доктором технических наук Валерием Дмитриевичем Артамоновым (кафедра «Технологии машиностроения») пришли к заключению, что в точных науках деловую игру применить сложно, а вот блиц-игру — возможно. Суть блиц-игры заключается в том, что все её участники получают ряд вопросов, которые надо ранжировать по значимости или по порядку. Затем группа участников составляет коллективный ответ. После этого игроки выслушивают экспертную оценку этих вопросов и рассчитывают разницу отклонений: индивидуальную и групповую. По нашему мнению, блиц-игру хорошо использовать при преподавании дисциплин, в которых рассматривается порядок действий, например, «Построение технологического процесса».

На курсах нам рассказали и о том, как можно оптимально комплектовать группы с учётом психологических особенностей студентов. Что интересно, лекции нам читал не один преподаватель, а двое. Это позволяет более доходчиво излагать материал и держать аудиторию в постоянном творческом напряжении. Лекции нужно подавать не утомительно, а разнообразно, то есть чередовать информационный материал с разбором конкретных ситуаций и «заправлять» всё это наглядным материалом.

Особое внимание на курсах уделялось вопросу формирования компетенции у будущих специалистов. Этот процесс состоит из нескольких этапов: формирование перечня компетенций, подбор необходимых знаний и умений для реализации этих компетенций, определение видов занятий для подачи необходимых знаний, формирующих эти компетенции, и выработка оценочных средств для проверки уровня их сформированности».

Вот с такими багажом вернулись преподаватели ТулГУ в Тулу. Впереди  учебный процесс и применения знаний на практике.

 

 

 

 


Новости и события
← ТулГУ и прикладной бакалавриат: движение навстречу