Обычная версия сайта
Тульский государственный университет
Новости
Знаки творческого порыва / 30.10.2012
Татьяна Крикункова

Тридцать первого октября исполняется семьдесят пять лет доценту кафедры «Городское строительство и архитектура» Тульского государственного университета Энгелю Изимовичу Исхакову. Человеку интересной судьбы и яркого творческого мышления.

В преддверии своего юбилея преподаватель, которого все мы с полным правом называем Мастером, провёл первую видеоконференцию «ТулГУ-Лондон». Участие в ней приняли студенты творческой мастерской Энгеля Исхакова, его сын Тимур Даватц (Timur D’Vatz) и племянник Андрей Шаталов.
 
Тимур Даватц входит в пятёрку самых известных художников Англии, он преподаёт в Королевской академии художеств. Андрей Шаталов — преподаватель частной художественной студии в Ирландии. По сути, студенты ТулГУ имели возможность пообщаться с самыми настоящими мэтрами и расспросить их о новых веяниях в методике преподавания живописи и графики.
 
Как рассказал Тимур Даватц, преподавание в Королевской академии художеств зиждется на трёх китах: свободе творчества, использовании современных цифровых технологий и разнообразии материалов. Особое внимание уделяется инсталляции — одной из самых активных форм развития у студентов воображения, фантазии и креатива. При необходимости любой из обучающихся может воспользоваться услугами Королевской библиотеки и получить доступ к раритетным документам, например, рукописям пятнадцатого века. Поскольку выпускники Королевской академии могут работать и реставраторами, то образовательная программа включает в себя и уроки химии, на которых студентов обучают, как правильно составлять краски. Существует и спонсорская помощь: юридические и физические лица оплачивают расходы студентов на приобретение материалов для их творческих мастерских.
 
Отвечая на вопрос о том, как в Англии относятся к русскому авангарду, Тимур Даватц подчеркнул, что Василия Кандинского англичане любят и с творчеством его хорошо знакомы. А вот Казимира Малевича знают хуже. В настоящее время в Лондоне открыта большая экспозиция советского плаката, к которой жители Туманного Альбиона проявляют глубокий интерес.
 
Андрею Шаталову студенты задали вопрос о том, как воспринимают ирландцы абстракционизм и академическую живопись. Как отметил художник, видение мира у ирландцев немного другое: абстракционизм они принимают, а вот академическая — очень правильная — система у них не прижилась, поскольку им ближе свободное фигуративное рисование. В этом плане ирландцам близки постимпрессионисты: Винсент Ван Гог, Поль Сезанн и Поль Гоген.
 
— Преподавание в моей творческой мастерской тоже построено по принципу триединства: свобода творчества, компьютерное проектирование и разнообразие средств подачи идеи. — говорит Энгель Изимович. — Тем не менее, первоосновой я считаю творческое начало самого человека. Поэтому особое внимание уделяю руке художника, то есть процессу овладения ребятами практикой рисования вручную. Да, с четвёртого курса у нас начинается компьютерное проектирование, но первые три года должна быть именно ручная работа! Только через неё можно раскрыть творческие возможности каждого студента. И что бы там ни говорили, всё равно, человек сочиняет лучше, чем компьютер!
 
На кафедре городского строительства и архитектуры начала работать моя персональная выставка «Старлинг — язык звёзд», посвящённая моему семидесятипятилетию. Этой выставкой я хочу подвести черту под определённым этапом своего творчества. Передо мной стоит цель выйти на новые рубежи в своих творческих исканиях. Тематика нынешней выставки продиктована, прежде всего, моим интересом к сибирской протокультуре, возраст которой насчитывает более 40 тысяч лет. Ведь по месту своего рождения я сибиряк, много лет работал в Академгородках Иркутска и Красноярска. Так вот, особую роль в этой древней культуре играют именно знаки-символы, недаром её называют знаковой культурой. Ещё один мощнейший импульс я получил очень давно — 4 октября 1957 года, когда наш первый отечественный Спутник вышел в открытый космос. В своей работе «Функциональные знаки космического пространства» я представил идею о том, что знаки могут являться и языком звёзд. Я не утверждаю, что эти знаки кто-нибудь услышит в нашей огромной Вселенной, но я очень хочу привить своим ученикам вселенское видение мира. Так, как мне его удалось привить своему сыну. Вот представьте себе нашу Землю в космосе — планета, словно огромный корабль на просторах мироздания. Но одно дело, когда человечество находится в космосе, как корабль, но совсем другое, когда благодаря своему менталитету каждый человек выходит далеко за пределы узкого мышления. Художник, архитектор, дизайнер — все они должны быть творчески раскрепощёнными людьми, обладать широким творческим диапазоном, уметь предвосхищать будущее. Что для этого нужно?.. Творческий порыв, стремление к внутреннему росту! В каждый знак, представленный на выставке, вложено определённое состояние души, в результате чего этот знак становится пластическим объектом. А под состоянием души как раз и подразумеваются поступательное движение, целеустремлённость, радость открытия нового, желание понять и постичь — то есть динамика и уж совсем не статика внутреннего мира человека. Именно таким мастерством должны овладеть наши студенты и выплеснуть его в своём творчестве!
 
Для создания своих работ, которые, как вы уже заметили, имеют большой формат, я использовал эмаль. А вот в качестве кистей... особым способом «подстриженные» веники, мочалки, малярные помазки. Обычные кисти в данном случае не подходят — они слишком застенчивые, и не способны передать экспрессию, размах, силу выражения мыслей, чувств, эмоций. А мои новые «орудия труда» с этим прекрасно справляются! (Смеётся.)

Новости и события
← Знаки творческого порыва