Обычная версия сайта
Тульский государственный университет
Новости
Об умении обращаться с обоюдоострым оружием / 02.02.2012
Татьяна Крикункова

Устная речь течёт во времени, письменная разворачивается в пространстве. А сам язык участвует в формировании личности и может, в зависимости от отношения к нему, сформировать личность, как и положительную, так и, к сожалению, отрицательную.

Недаром же раб философа Ксанфа, баснописец Эзоп, которому хозяин приказал купить на базаре самое лучшее из всего того, что там есть, принёс ему свиной язык. И приготовил из него блюдо. Но когда Ксанф во второй раз отправил Эзопа на базар с поручением купить самое худшее из всего того, что там есть, баснописец принёс... опять-таки язык. Потому что, с одной стороны, без языка ничего нельзя совершить в этом мире, а с другой, именно язык «начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей». Вот и приобрёл наш язык «статус» обоюдоострого оружия, обращаться с которым нужно грамотно, бережно и уважительно.

Именно об этом шла речь на региональном семинаре для преподавателей «Новации в теории языкознания и методике преподавания русского языка», который 2 февраля этого года провела  кафедра русского языка Центра довузовской подготовки Института международного образования Тульского государственного университета. Интересен этот семинар был и своей темой, и тем, что раскрывали её кафедральные грантобенефициарии: победитель конкурса научных проектов Российского гуманитарного научного фонда «Региональная Россия: прошлое, настоящее, будущее», кандидат филологических наук, доцент Наталья Александровна Сердюкова и доцент Татьяна Михайловна Романова, принявшая участие в реализации Программы поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

Научно-исследовательская работа Натальи Александровны носит название «Формирование и развитие системы экспрессивного синтаксиса в современном русском литературном языке (на материале устной публичной речи)». Первый этап работы подразумевал отбор речевого материала, то есть научной литературы, к которой относятся, кстати, и Нобелевские лекции. На втором этапе рассматривались теоретические вопросы. В качестве метода изучения современной устной публичной речи автором была предложена апробированная процедура поиска в лекциях синтаксических конструкций экспрессивного синтаксиса: конструкций на основе расширения, сужения, перестановки, сегментации и других типов отклонения от исходной нейтральной грамматической модели.

Проект Татьяны Михайловны Романовой «Разработка и внедрение культурно-образовательной программы развития культуры речи для детей из неблагополучных семей «Возрождение» отличается социальной направленностью. В своей научно-исследовательской деятельности автор пошла практическим путём. Романова стала волонтёром и начала внедрять программу «Возрождение» в процесс воспитания детей из Реабилитационного центра по работе с несовершеннолетними № 1 города Тулы.

— В этом центре дети могут находиться в течение от нескольких месяцев до нескольких лет, — поделилась Татьяна Михайловна. — У многих из них есть биологические родители, но назвать этих людей «родителями» язык не поворачивается. Бывают же, конечно, и такие, которые одумываются, бросают пить и забирают ребёнка домой. Но это относительно редко. Некоторые дети сами приходят в реабилитационный центр. Одна пятнадцатилетняя девочка из неблагополучной семьи ушла из дома от родителей-алкоголиков и две недели питалась объедками с помойки. А потом сама попросилась в центр. Многие ребята, по вполне понятным причинам, страдают задержкой психического развития, инфантильные, социально дезадаптированные. Поэтому и речь их несколько убогая, опрощённая, изобилующая обсценной лексикой. И дети в этом не виноваты. Но я не пришла к ним единожды в гости, чтобы вручить игрушки, а потом исчезнуть из их жизни навсегда. Я пришла к ним надолго. Чтобы учить их правильно говорить! Я веду в центре театральный кружок, занимаюсь духовно-нравственным воспитанием. Ставили мы как-то «Ромео и Джульетту», и один мальчик, сложный очень, отказывался исполнять главную роль. Не хочу, мол, учить текст и не буду. Удалось всё-таки его заинтересовать. А потом рассказывает одна воспитательница, что увидела, как он пытается без разрешения включить компьютер в методическом кабинете. Она ему говорит: «Руки!» А он ей в ответ монологом Ромео, в котором есть слово «руки», разразился. Да без единой запинки, да с каким выражением! Вы знаете, это высшая похвала для меня была! Я вижу, что дети начинают грамотно говорить, их речь становится стилистически окрашенной. В их глазах появляется огонёк заинтересованности. Они начинают ощущать вкус к жизни!

Программа «Возрождение» доцента Романовой предусматривает исследование языковой личности, вовлечение детей в процесс работы со словом, развитие артикуляционного аппарата, памяти, умения исполнять роль, проведение самоэкскурсий по памятным местам, выпуск стенгазет и компьютерных презентаций. В ближайших планах педагога и его воспитанников — подготовка к международным научно-практическим конференциям и самоэкскурсии по Туле и Москве.

Вот на такой высокой — морально-этической и научно-исследовательской — волне прошёл Региональный семинар на кафедре русского языка Тульского государственного университета.


Новости и события
← Об умении обращаться с обоюдоострым оружием
Приплыли! 02.02.2012