Обычная версия сайта
Тульский государственный университет
Новости
«Наследники Левши» вступили в интеллектуальный бой / 25.10.2011
Татьяна Крикункова

22 октября в Тульском государственном университете взяла старт очередная олимпиада школьников «Наследники Левши» по физике и математике, основными целями и задачами которой являются  развитие творческих способностей учащихся и стимулирование их интереса к научно-исследовательской деятельности, а также поддержка одарённых детей и популяризация научных знаний среди молодёжи. Последние два года олимпиада школьников «Наследники Левши» по физике включается Министерством образования и науки Российской Федерации в Перечень олимпиад школьников России, что, в свою очередь, даёт победителям и призёрам её заключительного этапа право на льготы при приёме в вузы страны.

Олимпиада проводится в нашем вузе с 1995 года. За последние десять лет участие в ней приняли 6840 школьников. О росте популярности олимпиады свидетельствует тот факт, что, если  до 2008 года основной контингент участников олимпиады проживал и обучался в Туле и Тульской области, то в 2009-2010 учебном году участие в ней приняли школьники из восьми регионов России. В 2010-2011 учебном году значительно расширились и контингент олимпиады — за счёт учащихся 8-х и 9-х классов, и её география —  за счёт Приволжского Федерального округа. Общее число участников прошлогодней олимпиады «Наследники Левши» по физике составило 2147 человек, победителями и призёрами стали 153 школьника. На олимпиаде работала 21 секция. Одна из них,  «Физика в ракетостроении», продемонстрировала следующую картину распределения участников: общее их количество составило 699 человек, из них одиннадцатиклассников — 404 человека, подали заявление о поступлении в Тульский государственный университет 227 участников, были зачислены в вуз 115 человек. 

В этом учебном году олимпиаду открыли две секции: «Основы мехатроники и управления» (факультет САУ) — по математике и  «Безопасность жизнедеятельности» (горно-строительный факультет) — по физике.

Стоит отметить, что олимпиада «Наследники Левши»  на секции «Основы мехатроники и управления» одновременно является для школьников и вступительным испытанием. Её победители сразу же  зачисляются в профильную математическую школу «Вычислительные технологии в управлении техническими системами» при кафедре «Системы автоматического управления» Тульского государственного университета, руководит которой доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой САУ Института высокоточных систем им. В.П. Грязева Олег Владимирович Горячев.

По его словам, в современном, быстро развивающемся мире, насыщенном информацией и наукоёмкими технологиями, особым спросом на рынке труда пользуются специалисты в области сбора, обработки цифровой информации и управления техническими системами. Именно таких специалистов готовит кафедра «Системы автоматического управления» Тульского государственного университета по направлениям высшего профессионального образования специальностей: «Системы управления летательными аппаратами», «Мехатроника» и бакалавриата «Системы управления и навигация».

Безусловно, для того чтобы стать специалистом по управлению техническими системами, необходимо знать в совершенстве не только теорию управления, но и физику процессов, протекающих в динамических системах, способы реализации управляющих воздействий, а также современную вычислительную технику. Поэтому для успешного освоения специальностей кафедры абитуриенты должны иметь хорошую подготовку по математике, физике и информатике.

Именно для того чтобы помочь абитуриентам с выбором своей  будущей специальности, для учащихся 10-х и 11-х классов общеобразовательных школ Тулы и Тульской области при кафедре «Системы автоматического управления»  в 2006 году была создана профильная математическая школа «Вычислительные технологии в управлении техническими системами». Основными задачами её  являются знакомство с Тульским государственным университетом, проведение профориентационной работы среди слушателей и подготовка их к освоению наукоёмких специальностей. Слушатели профориентационной математической школы изучают общие и специальные разделы математики, приобретают навыки работы с современными программными пакетами, используемыми для автоматизации инженерного и научного труда, знакомятся со специальностями кафедры. По окончании учащимся вручается удостоверение выпускника профильной школы. Абитуриенты, успешно окончившие профильную математическую школу, имеют при прочих равных условиях преимущественное право зачисления в Тульский государственный университет на технические специальности.

В 2011 году школа отметила  свой пятилетний  юбилей. За всё время  существования школы, не без гордости отметил Олег Владимирович, ее выпускниками стали более 200 учащихся средних общеобразовательных школ Тулы и Тульской области. Многиевыпускники профильной математической школы поступили в Тульский государственный университет. И, как показал анализ результатов их успеваемости, они легче осваивают профильные дисциплины в вузе и активно занимаются научной работой.

Нынешняя олимпиада не стала исключением и продемонстрировала горячее желание школьников и проверить свои знания, и поступить в профильную математическую школу. Десятиклассников, захотевших помериться своими силами с королевой наук, было столько, что организационному комитету олимпиады пришлось отвести для них два огромных лектория. Завидную активность проявили и учащиеся одиннадцатых классов, а среди них были и те, которые поступили в профильную школу, ещё будучи десятиклассниками. Как, например, учащаяся МОУ гимназия № 2 Ольга Алешина.

В олимпиаде Оля принимает участие второй раз: прошлогодняя победа гарантировала девушке поступление в математическую школу. Отучившись в ней год, Оля решила проверить свои силы ещё раз, поскольку перед ней стоит очень важная задача — поступить на факультет кибернетики Тульского государственного университета. И хотя, по собственному заверению одиннадцатиклассницы, проблем с математикой у неё нет, а есть только дружба, подкреплённая твёрдыми пятёрками, проконтролировать свои знания всё равно стоит. Что же касается профильной математической школы, то, как утверждает Оля, там дают тот материал, которого нет в обычной школе. Всё это позволит не только хорошо подготовиться к ЕГЭ, но и уверенно чувствовать себя во время учёбы в вузе. Как истинная поклонница такой строгой и точной науки, каковой является  математика, Ольга старается на олимпиаде не волноваться. По мнению девушки, надо мобилизоваться, взять себя в руки и сосредоточиться на заданиях, а не распыляться на волнение, которое только уведёт в сторону  от удачи.

Ученик 11-го класса средней школы № 68, что в посёлке Скуратово, Максим Филык участие в олимпиаде принимает впервые. Да и поступать собирается на факультет физической культуры, спорта и туризма ТулГУ. Но парень захотел попробовать свои силы, а заодно и подготовиться — и морально, и теоретически, и практически — к ЕГЭ. В школе у Максима по математике в основном четвёрки, правда, иногда проскальзывают и тройки. И то, что юноша решился на такой смелый олимпиадный шаг, свидетельствует о том, что цели своей он обязательно добьётся и в ТулГУ поступит. 

Одноклассники из средней школы № 7 города Тулы: Максим Слонов, Сергей Бакурский и Алексей Борисов — участие в олимпиаде «Наследники Левши» тоже принимали в первый раз. Двое ребят стоят перед дилеммой: куда пойти учиться? Правда, у каждого дилемма своя. У Максима — САУ или факультет кибернетики, у Сергея — САУ или факультет экономики и менеджмента. Только один Алексей определился — поступать он будет на горно-строительный факультет. Но секцию «Основы мехатроники и управления» выбрал специально, чтобы иметь возможность поступить в профильную математическую школу. Как и его друзья. Все трое утверждают, что олимпиада очень полезна и для общего развития, и для поступления в вуз. А математическая школа поможет им углубить знания и почувствовать себя увереннее даже на фоне тех четвёрок и пятёрок, которые ребята получают по математике в своей родной школе. Ни Максим, ни Сергей, ни Алексей особого волнения не испытывают. «Даже если у нас ничего не получится, страшного ничего не произойдёт, — поделились юноши. — Наоборот, олимпиада позволит нам увидеть свои пробелы в знаниях и своевременно их восполнить. А, если честно, в математическую школу поступить очень хочется!»

Одиннадцатиклассник Бородинской средней школы  № 2 Сергей Никитин мечтает стать врачом. В школе учится хорошо — на пятёрки и четвёрки. Поскольку впереди у Серёжи ЕГЭ, парень решил основательно к ним подготовиться. А способ подготовки выбрал весьма непростой, но зато достойный — участие в олимпиаде. Сопровождала Сергея его старшая сестра Татьяна, которая собиралась самоотверженно нести за дверями лектория вахту моральной поддержки в течение двух часов, отведённых на контрольную работу. Кстати, волновались они оба: и брат, и сестра. Но, видно, желание принять участие в олимпиаде у Сергея было сильнее, чем волнение, а потому, как только раздали анкеты, парень сосредоточился и успокоился. Спокойствие брата передалось и сестре: бросив ободряющий взгляд на Сергея, Татьяна «заступила на вахту». Моральной поддержки!

Итак, 22 октября 2011 года участники олимпиады «Наследники Левши» вписали  новую страницу в историю интеллектуальных битв. И посвятили эту страницу двум очень важным наукам: математике и физике. Пожелаем же школьникам удачи: и тем, кто в этот день ринулся в бой, и тем, кому ещё предстоит продемонстрировать свои знания и свою решимость одержать победу! Ведь олимпиада только началась!


Новости и события
← «Наследники Левши» вступили в интеллектуальный бой